Мы предлагаем:
ИНФОРМАЦИЯ!
ВНИМАНИЕ!
рассылка школа нью

21-22 сентября 2021 год (16 ак. часа)
состоится семинар на тему:
Изменения законодательства, регулирующего вопросы закупок товаров, работ, услуг организациями, входящими в АО ФНБ «Самрук-Қазына» в 2021 году


16-17 и 29-30 сентября 2021 год (16 ак. часа)
состоится семинар на тему:
Изменения законодательства, регулирующего вопросы государственных закупок по состоянию на 07 сентября 2021 года


23-24 сентября 2021 год (16 ак. часа)
состоится семинар на тему:
Правила организации и проведения закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи  и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, фармацевтических услуг


 


 

 



 

 

 

 

 

 

Главная / Вопросы и ответы / вопросы и ответы 2020-2021 гг

вопросы и ответы 2020-2021 гг

Вопрос: В каких случаях разрешается вырубать деревья, нужно ли получить разрешение на вырубку дерева на своем участке, будет ли применяться наказание за незаконную вырубку дерева  

Ответ: Вырубка деревьев по разрешению уполномоченного органа (Акимата) осуществляется:  

1) при обеспечения условий для осуществления строительной деятельности, строительно-монтажных работ, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией (требуется разрешение);

2) при обслуживании объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройстве инженерных сетей, подземных и надземных коммуникаций (требуется разрешение);

3) при благоустройства территории существующих объектов и приведения в эстетический вид, необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений (требуется разрешение);

4) произрастаний деревьев и кустарников на землях общего пользования (требуется разрешение).

Вырубка деревьев производиться без разрешения:

  • на территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства;
  • на дачных участках;
  • при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства;
  • при санитарной вырубки деревьев, создающих угрозу безопасности здоровью и жизни людей, а также влекущих ущерб имуществу физическому и юридическому лицу

Для получения разрешения на вырубку деревьев, необходимо подать заявление через портал электронного правительства www.egov.kz, www.elicense.kz.

 Для вырубку деревьев на определенные цели, физическим и юридическим лицам, необходимо подать документы через портал www.egov.kz, www.elicense.kz и получить разрешительный документ от уполномоченного органа (Акимата).

При получении разрешения на вырубку деревьев, производится компенсационная посадка. Компенсационная посадка производится за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых была произведена вырубка. При вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа (Акимата) компенсационная посадка восстанавливаемых деревьев производится в десятикратном размере.

При пересадке деревьев физическими и юридическими лицами, компенсационная посадка не производится. В случае если пересадка привела к гибели деревьев, устанавливается пятикратный размер компенсации.

В случае гибели высаженных саженцев деревьев, лица, в интересах которых был произведен снос или организация производят повторную посадку зеленых насаждений и обеспечивают дальнейший уход за ними в течение двух лет (период приживаемости саженца дерева), с момента проведения посадки.

В случае аварийного падения деревьев, в результате случаев природного характера, дорожно-транспортных происшествий, уборка упавшего дерева, своевременная санитарная очистка места падения и вывоз древесных остатков на землях общего пользования и на территориях прилегающих к зданиям, сооружениям, многоэтажным жилым домам осуществляется организациями по обслуживаемым участкам.

За нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений и незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников предусмотрена административная ответственность, в соответствии Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

За незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд и запрещенных к порубке, с причинением ущерба до 100 месячных расчетных показателей, влекут штраф:

  • физическим лицам – 10 МРП;
  • на должностных лиц, субъектам малого предпринимательства или некоммерческим организациям – 30 МРП;
  • субъектам среднего предпринимательства – 40 МРП;
  • субъектам крупного предпринимательства – 100 МРП с конфискацией незаконно срубленных деревьев. 

За нарушение устанавливаемых местными представительными органами областей, городов республиканского значения и столицы правил содержания и защиты зеленых насаждений, влекут штраф:

  • физическим лицам – 15 МРП;
  • субъектам малого предпринимательства или некоммерческим организациям – 30 МРП;
  • субъектам среднего предпринимательства – 50 МРП;
  • субъектам крупного предпринимательства – 150 МРП.

Вопрос: В каких случаях разрешается вырубать деревья, нужно ли получить разрешение на вырубку дерева на своем участке, будет ли применяться наказание за незаконную вырубку дерева  

Ответ: Вырубка деревьев по разрешению уполномоченного органа (Акимата) осуществляется:  

1) при обеспечения условий для осуществления строительной деятельности, строительно-монтажных работ, предусмотренных утвержденной и согласованной градостроительной документацией (требуется разрешение);

2) при обслуживании объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройстве инженерных сетей, подземных и надземных коммуникаций (требуется разрешение);

3) при благоустройства территории существующих объектов и приведения в эстетический вид, необходимости улучшения качественного и видового состава зеленых насаждений (требуется разрешение);

4) произрастаний деревьев и кустарников на землях общего пользования (требуется разрешение).

Вырубка деревьев производиться без разрешения:

  • на территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства;
  • на дачных участках;
  • при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства;
  • при санитарной вырубки деревьев, создающих угрозу безопасности здоровью и жизни людей, а также влекущих ущерб имуществу физическому и юридическому лицу

Для получения разрешения на вырубку деревьев, необходимо подать заявление через портал электронного правительства www.egov.kz, www.elicense.kz.

 Для вырубку деревьев на определенные цели, физическим и юридическим лицам, необходимо подать документы через портал www.egov.kz, www.elicense.kz и получить разрешительный документ от уполномоченного органа (Акимата).

При получении разрешения на вырубку деревьев, производится компенсационная посадка. Компенсационная посадка производится за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых была произведена вырубка. При вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа (Акимата) компенсационная посадка восстанавливаемых деревьев производится в десятикратном размере.

При пересадке деревьев физическими и юридическими лицами, компенсационная посадка не производится. В случае если пересадка привела к гибели деревьев, устанавливается пятикратный размер компенсации.

В случае гибели высаженных саженцев деревьев, лица, в интересах которых был произведен снос или организация производят повторную посадку зеленых насаждений и обеспечивают дальнейший уход за ними в течение двух лет (период приживаемости саженца дерева), с момента проведения посадки.

В случае аварийного падения деревьев, в результате случаев природного характера, дорожно-транспортных происшествий, уборка упавшего дерева, своевременная санитарная очистка места падения и вывоз древесных остатков на землях общего пользования и на территориях прилегающих к зданиям, сооружениям, многоэтажным жилым домам осуществляется организациями по обслуживаемым участкам.

За нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений и незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников предусмотрена административная ответственность, в соответствии Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

 

За незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд и запрещенных к порубке, с причинением ущерба до 100 месячных расчетных показателей, влекут штраф:

  • физическим лицам – 10 МРП;
  • на должностных лиц, субъектам малого предпринимательства или некоммерческим организациям – 30 МРП;
  • субъектам среднего предпринимательства – 40 МРП;
  • субъектам крупного предпринимательства – 100 МРП с конфискацией незаконно срубленных деревьев. 

За нарушение устанавливаемых местными представительными органами областей, городов республиканского значения и столицы правил содержания и защиты зеленых насаждений, влекут штраф:

  • физическим лицам – 15 МРП;
  • субъектам малого предпринимательства или некоммерческим организациям – 30 МРП;
  • субъектам среднего предпринимательства – 50 МРП;

субъектам крупного предпринимательства – 150 МРП.


Вопрос: Я развелся, есть общий ребенок. Жена запрещает и не дает с ним общаться. Могу обратиться в суд на жену?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье ребенок имеет право на общение с: обоими родителями; дедушками, бабушками; братьями, сестрами; другими родственниками (лица, находящиеся в родственной связи, имеющие общих предков до прадедушки и прабабушки)

Расторжение брака (супружества) родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не должны влиять на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.

 

Согласно пункту 3 статьи 73 Кодекса родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.  Если родители не пришли к соглашению, спор разрешается органом, осуществляющим функции по опеке и попечительству. В случае несогласия с его решением данного органа Вы можете решить данный вопрос в порядке медиации или в суде с участием органа по опеке и родителей ребенка.

Таким образом, правом на обращение в суд с целью установления порядка общения с ребенком обладает родитель, который проживает отдельно от ребенка, изъявляющий желание общаться с ребенком, после предварительного обращения в орган, осуществляющий функции по опеке и попечительству, в случае несогласия с вынесенным указанным органом решением.

Пунктом 3 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что гражданские дела по спорам об определении порядка общения родителя с ребенком рассматриваются специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних (ювенальный суд). Согласно пункту 1 статьи 29 ГПК РК исковое заявление предъявляется ювенальный суд по месту жительства ответчика, родителя, препятствующего общению, либо решить спор в порядке медиации  с участием органа опеки и родителей ребенка.

Перечень документов, необходимых для обращения в суд с целью установления порядка общения с ребенком, законодательством Республики Казахстан строго не регламентирован, однако исходя из требований ГПК РК для обращения в суд необходимы:

  • исковое заявление, отвечающее требованиям Гражданского процессуального кодекса;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий направление копии искового заявления ответчику;
  • копия свидетельства о рождении ребенка (установлении отцовства);
  • копия свидетельства о расторжении брака;
  • копия решения органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству;
  • копии иных документов, подтверждающих обстоятельства, указанные в исковом заявлении.

     

Вопрос: Заключен договор о ГЗ, регистрацию в казначействе не прошел, но подлежал. Поставщик не оплатил обеспечение договора своевременно. Говорит подавайте иск в суд, меня не признают недобросовестным и не взыщут штраф. Что нам делать.

Ответ: В соответствии с ч.1 статьи 155 ГК РК, сделки, подлежащие в соответствии с законодательными актами обязательной государственной или иной регистрации, считаются совершенными с момента регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами. Согласно пункту 1 статьи 157 ГК РК сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо по основаниям, прямо предусмотренным законодательными актами, независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка относится к оспоримой, если ее ничтожность не предусмотрена законодательными актами.

Договор о государственных закупках не вступил в силу, а также является ничтожной сделкой, так как не прошел регистрацию в органах Казначейства, предусмотренную п.1 статьи 46 ЗРК «О государственных закупках», а именно: договор о государственных закупках вступает в силу после его подписания заказчиком и поставщиком либо полного внесения последним обеспечения исполнения договора о государственных закупках, предусмотренного конкурсной документацией (аукционной документацией). Если договор о государственных закупках подлежит регистрации, то он вступает в силу после его регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В случае возникновения спора о ничтожности сделки, ее недействительность устанавливается судом. Полагаю, что спора о ничтожности данной сделки нет.

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГК РК защита гражданских прав осуществляется судом, в том числе путем: признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.   

      Следовательно, признание ничтожной сделки недействительной не предусмотрено гражданским законодательством.

Вам с иском в суд по данному вопросу обращаться не нужно. На основании того, что сделка ничтожна, Вы также не взыщите с такого поставщика неустойку.

На данном основании суд, в случае предъявления Вами иска о признании данной сделки недействительной и взыскании суммы неустойки, производство по делу прекратит, так как дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства и ввиду ничтожности сделки.

Поставщик, не оплативший обеспечение договора согласно статье 44 Закона РК «О государственных закупках» (далее Закон) признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках.

1. В случае если потенциальный поставщик, признанный победителем, в сроки, установленные настоящим Законом, не представил заказчику подписанный договор о государственных закупках или, заключив договор о государственных закупках, не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках и (или) сумму в соответствии со статьей 26 настоящего Закона (при наличии), то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках.

При этом согласно пункту 2 настоящей статьи в случае признания потенциального поставщика, определенного победителем государственных закупок, уклонившимся от заключения договора о государственных закупках организатор государственных закупок удерживает внесенное им обеспечение заявки на участие в конкурсе (аукционе).

Также обращаю внимание, что согласно пункту 4. статьи 12 Закона реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:

1) потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение;

2) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;

3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

В случае, указанном в подпункте 1) части первой настоящего пункта, организатор государственных закупок, заказчик обязаны не позднее тридцати календарных дней со дня, когда им стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком или поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

В случае, указанном в подпункте 3) части первой настоящего пункта, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок, за исключением случаев, которые в совокупности удовлетворяют следующим условиям:

1) выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени);

2) полного исполнения договорных обязательств;

3) отсутствия ущерба, причиненного заказчику.

      5. Реестр недобросовестных участников государственных закупок, предусмотренных подпунктами 1) и 3) части первой пункта 4 настоящей статьи, формируется на основании решений судов, вступивших в законную силу.

Реестр недобросовестных участников государственных закупок, предусмотренных подпунктом 2) части первой пункта 4 настоящей статьи, формируется на основании решения уполномоченного органа о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.

На данном основании Вам необходимо обратиться в Уполномоченный орган, Министерство финансов РК» с уведомлением об уклонении потенциального поставщика, признанного победителем, заключившего договор о государственных закупках, но не внесшего обеспечение исполнения договора о государственных закупках.

Кроме того, обращаю внимание на пункт 416 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных Приказом Министра финансов РК от 11 декабря 2015 года. 

416. Договор, в соответствии с пунктом 19 статьи 43 Закона содержит условие о его расторжении на любом этапе в случае выявления одного из следующих фактов:

1) нарушения ограничений, предусмотренных статьей 6 Закона;

2) оказания организатором содействия потенциальному поставщику, не предусмотренного Законом;

3) уклонения от заключения договора путем невнесения обеспечения исполнения договора и (или) суммы в соответствии со статьей 26 Закона.

При этом заказчик в течение двух рабочих дней со дня истечения срока внесения обеспечения исполнения договора, посредством веб-портала направляет поставщику уведомление о намерении расторгнуть договор.

Если поставщик в течение трех рабочих дней со дня получения посредством веб-портала уведомления не внес обеспечение исполнения договора, заказчик направляет уведомление о расторжении договора.
 

Вопрос по труду: Какова продолжительность работы при сменном графике работы? Есть ли ограничения по продолжительности смены и периодичности смен?

Ответ: В соответствии со статьей 68 Трудового кодекса Республики Казахстан установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. По соглашению сторон может предусматриваться меньшая по сравнению с нормальной (но не большая) продолжительность рабочего времени.

Согласно статье 73 Трудового кодекса сменная работа может устанавливаться в случаях, когда длительность производственного процесса либо режим производственной деятельности работодателя превышает норму продолжительности ежедневной работы. Примером может быть работа ночного сторожа, по условиям которой обычно не может быть соблюдена нормальная еженедельная продолжительность рабочего времени. В этом случае в соответствии со статьей 75 Трудового кодекса работодатель применяет суммированный учет рабочего времени.

При этом работодателем устанавливается учетный период (не более одного года), в пределах которого должны быть соблюдены в среднем ограничения продолжительности рабочего времени. Узнать учетный период, по которому ведется учет рабочего времени, Вы можете в отделе кадров ТОО.

Согласно статье 83 Трудового кодекса продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работника между окончанием работы и ее началом на следующий день (рабочую смену) не может быть менее 12 часов.

Таким образом, устанавливать сменный график работы работодатель должен так, чтобы: средняя продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов за этот период (40 часов) и продолжительность междусменного отдыха не меньше 12 часов.

Обращаю внимание, что превышение установленной продолжительности рабочего времени незаконно и грозит работодателю административной ответственностью.
 

Вопрос. Показатель уплаченных налогов нашего ТОО равен 4,2 %. Какую условную скидку мы можем получить в следующем году, если этот показатель будет таким же. Можем ли мы изменить и в какие сроки такой показатель.

Ответ. В соответствии с пп. 13) статьи 2 ЗРК «О государственных закупках» показатель уплаченных налогов - процентное соотношение суммы уплаченных налогов к сумме доходов потенциального поставщика в течение трех лет, предшествующих предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов, рассчитываемый в соответствии с частью второй подпункта 2) пункта 447 настоящих Правил.

Согласно пункту 156 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан № 648 от 11 декабря 2015 года (далее Правила) в случае, если потенциальный поставщик имеет показатель уплаченных налогов (ПУН) свыше четырех процентов, веб-порталом автоматически присваивается условная скидка за каждую превышающую одну десятую (0,1) процента в размере одной десятой (0,1) процента, но не более трех процентов.

С 01.01.2021 года ПУН равен 4%.

В Вашем случае условная скидка будет составлять в 2021 году = 0,2%

В силу пункта 447-2. Правил сведения органов государственных доходов, обновляются на веб-портале один раз в течение календарного года не позднее 1 октября, предшествующего году применения данных сведений для целей определения:

1) финансовой устойчивости потенциального поставщика, предусмотренной пунктом 447 настоящих Правил;

2) критерия, влияющего на конкурсное ценовое предложение в виде показателя уплаченных налогов, предусмотренного пунктом 152-1 настоящих Правил;

3) победителя при равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений потенциальных поставщиков по показателю уплаченных налогов, предусмотренному пунктом 172 настоящих Правил.

При этом сведения органов государственных доходов по показателям финансовой устойчивости потенциальных поставщиков и (или) уплаченных налогов обновляются на веб-портале за последний рассчитываемый год трехлетнего периода.

Согласно пункту 447-3. Правил в случае представления потенциальными поставщиками дополнительной налоговой отчетности и уплаты налогов, влекущей изменение показателей их финансовой устойчивости и (или) уплаченных налогов, обновление сведений органов государственных доходов на веб-портале осуществляется после подтверждения органами государственных доходов достоверности внесенных изменений.

В соответствии с пунктами 446447 Правил, финансовая устойчивость потенциального поставщика определяется веб-порталом автоматически на основании следующих сведений органов государственных доходов:

1) доходы (оборотные средства);

2) уплаченные налоги;

3) основные средства;

4) фонд оплаты труда.

В связи с чем, на сегодняшний день проводится инвентаризация по налогоплательщикам представившим в 2019 и 2020 годы дополнительные налоговые отчетности и уплаты налогов, влекущей изменение показателей их финансовой устойчивости за рассчитываемый трехлетний период.

Таким образом, сведения органов государственных доходов по показателям финансовой устойчивости потенциальных поставщиков и (или) уплаченных налогов будут обновлены по результатам вышеуказанной инвентаризации.
 

Вопросы о комментарии искового заявления.

Госорган ДВГА предъявил исковое заявление с требованиями:

1) признать недействительным договор о государственных закупках, заключенный с ответчиком.  

Третье лицо заявило в ходе судебного процесса самостоятельные требования:

1) Признать незаконным действия конкурсной комиссии о признании победителем ТОО - ответчик.

2) Обязать конкурсную комиссию исполнить надлежащим образом требования уведомления.

3) Обязать Заказчика заключить договор с третьим лицом.

В соответствии с пп. 21) статьи 2 ЗРК «О государственных закупках» (далее Закон)   уполномоченный орган в сфере государственных закупок (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственных закупок. Таким госорганом является Министерство финансов Республики Казахстан.

Согласно статье 18 Закона:

      1. Контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках осуществляется уполномоченным органом.

Органы государственного аудита и финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в пределах полномочий, установленных Законом Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле».

4. Уполномоченный орган при выявлении в результате проведения контрольных мероприятий, в том числе камерального контроля, нарушения объектом контроля законодательства Республики Казахстан о государственных закупках принимает следующие меры:

2) обращается в суд с иском о признании недействительными вступивших в силу договоров о государственных закупках, заключенных с нарушением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, за исключением договоров о государственных закупках, по которым обязательства исполнены надлежащим образом;

       В соответствии с п. 7 Правил проведения камерального контроля, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 598, меры реагирования камерального контроля предусмотрены пунктом 4 статьи 30 Закона «О государственном аудите и финансовом контроле».

        В силу указанной нормы мерами реагирования камерального контроля являются:

1) направление обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

2) приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного аудита, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) в порядке, установленном статьей 32 настоящего Закона и другими законодательными актами Республики Казахстан;

3) возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

5. Выявленные по результатам камерального контроля суммы финансовых нарушений подлежат возмещению в бюджет, восстановлению путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

6. Камеральный контроль осуществляется без регистрации в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

На данном основании право на обращение в суд с иском о признании недействительным договора о государственных закупках при выявлении в результате проведения контрольных мероприятий установлено в соответствии с пп.2) п.4 статьи 18 ЗРК «О государственных закупках» исключительно только для уполномоченного органа.

Это нашло отражение в Постановлении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан от 29 октября 2019 года № 6001-19-00-3гп/560.

Относительно Исковых требований

1. Госорган предъявил исковое заявление:

1. признать недействительным договор о государственных закупках   

Считаю Истец не вправе обращаться с таким иском  в суд  (пп. 2) п. 4 ст.18 ЗРК о ГЗ), в связи с чем он – не надлежащий истец.

2. 23 июля 2019 года объявлен конкурс в соответствии с Правилами осуществления государственных закупок, утвержденных Приказом Министра финансов РК № 648 от 11 декабря 2015 года, действующими в соответствующей редакции до 01.09.2019 года.     

Обратите внимание на следующее сравнение:

 Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648
Об утверждении Правил осуществления государственных закупок

изменениями и дополнениями по состоянию на 05.06.2019 г.)

Данная редакция действовала до 1 сентября 2019 года

Приложение 5

      3. Сведения о наличии соответствующего разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, с приложением электронных копий разрешений (лицензий) в случаях отсутствия сведений о них в информационных системах государственных органов.

Наименование разрешения (лицензия)

Вид деятельности

Особые условия (категория)

Дата и номер выдачи документа

1

       

      _______________________________________

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648
Об утверждении Правил осуществления государственных закупок

изменениями и дополнениями по состоянию на 28.11.2019 г.)

                                                                                         Приложение 5

1. Сведения о наличии соответствующего разрешения (уведомления), выданного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, с приложением электронных копий разрешений (уведомления) в случаях отсутствия сведений о них в информационных системах государственных органов.

Наименование разрешения (уведомления)

Вид деятельности

Особые условия (категория)

Дата и номер выдачи документа

Электронная копия разрешения (уведомления)

1.

         

Следовательно, предоставление электронной копии разрешения (уведомления), установлено:

1) с 28.11.2019 года

2) условие о приложении электронных копий разрешений (уведомления) действует в случаях отсутствия сведений о них в информационных системах государственных органов.

Следовательно, исковые требования, основанные на отсутствии электронной копии разрешения (уведомления) – не законны.

Кроме того, считаю требование Госоргана незаконными, так как функция  у ДВГА –

согласно пункту 40 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 598 «Об утверждении Правил проведения камерального контроля» следующая:

40. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона неисполнение в установленный срок уведомления влечет приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного аудита, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) объектов государственного аудита в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.

Приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного аудита, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) объекта государственного аудита, применяется на все расходные операции объектов государственного аудита, за исключением расходных операций, предусмотренных пунктом 2 статьи 32 Закона.

     ДВГА выполнили свою функцию- приостановили расходные операции. В связи с чем с иском в суд о признании недействительным договора о государственных закупках должен был обратиться Уполномоченный орган.

Требования третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора:

1.Признать незаконным действия конкурсной комиссии о признании победителем ТОО

Обращаю внимание на следующее.

1) Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 24 декабря 2010 года № 20 «О некоторых вопросах применения судами норм главы 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан»

11. В соответствии со статьей 65 Закона о правовых актах решение государственного органа, органа местного самоуправления в форме правового акта индивидуального применения может быть обжаловано, если такой акт не прекратил свое действие в связи с исполнением содержащихся в нем поручений (требований). (решение конкурсной комиссии (акт индивидуального применения) исполнено заключением договора. Акт (решение конкурсной комиссии в виде протокола итогов)   прекратил свое действие)

Если на основании правового акта индивидуального применения заключена гражданско-правовая сделка, то обжалованию в порядке искового производства подлежит оспоримая сделка, например, договор подряда на выполнение работ (услуг) по итогам конкурса (тендера). При признании сделки недействительной по мотивам несоответствия ее требованиям закона в мотивировочной части решения должны быть указаны выводы суда о незаконности решения, послужившего основанием для заключения оспоримой сделки.

       2. Требование: Обязать конкурсную комиссию исполнить надлежащим образом требования уведомления.

Согласно ч.1 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан   защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражем путем: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков, неустойки; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным или не подлежащим применению не соответствующего законодательству Республики Казахстан акта органа государственного управления или местного представительного либо исполнительного органа; взыскания штрафа с государственного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан.

Юридические лица правом на возмещение морального вреда не обладают.

Защита гражданских прав путем компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав и законных интересов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей, может осуществляться субъектами досудебного урегулирования потребительских споров.

Следовательно, требование «Обязать конкурсную комиссию исполнить надлежащим образом требования уведомления» - не основано на Законе.

Требование - 3. Обязать Заказчика заключить договор с третьим лицом. На основании той же нормы ч. 1 ст. 9 ГК РК требование «Обязать Заказчика заключить договор с третьим лицом» не основано на Законе.

Кроме того, согласно ч.1 статьи 51 ГПК РК третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, могут вступить в процесс до окончания подготовки дела к судебному разбирательству путем предъявления иска к одной или обеим сторонам. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.

1) предмет спора – договор о государственных закупках

Самостоятельные требования должны быть заявлены на предмет спора, следовательно требования третьего лица также не законны.

 Еще обратите внимание на Показатели уплаты налогов по всем компаниям, у победителя он выше, чем у всех остальных.   

В исковых требованиях Истца и третьего лица – отказать в полном объеме.
 

Вопросы по Правилам организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 598

вопрос: Если конкурс по выбору поставщика услуг питания обучающихся в организациях среднего образования проводится в 2021 году за какие предыдущие 5 лет применяется критерий по опыту работы на рынке услуги. Это 2020-2016 года или 2019-2015 годы?

Ответ: Согласно приложению 7 к Типовой конкурсной документации баллы выставляются по критерию «Опыт работы на рынке услуги за предыдущие 5 лет». Таким образом, в случае проведения конкурса в 2021 году, опыт работы подтверждается за период с 2016 по 2020 годы.

вопрос: Опыт работы по организации питания обучающихся и воспитанников организации образования - 1 балл за каждые 8 месяцев. При этом согласно примечанию - по пункту 1 наличие опыта работы: по организации питания обучающихся и воспитанников в организации образования подтверждается копиями ранее заключенных договоров, актами выполненных работ за последний месяц исполнения данных договоров, копиями договоров имущественного найма (аренды) столовых государственных юридических лиц; Например, Договор по организации питания обучающихся и воспитанников в организации образования заключен сроком до 31 декабря 2018 года. Акт выполненных работ представлен за октябрь 2018 года. Дополнительных соглашений по уменьшению объемов услуг –нет. Акта выполненных работ за последний месяц заключенного договора, т.е. за декабрь – нет. Нужно ли выставлять 1 балл по такому договору. Нужно ли считать 0.3 балла по такому договору, если предоставлен акт за март месяц, несмотря на то, что договор заключен до 31 декабря.

Ответ: Конкурсной комиссией суммируются периоды (месяцы) оказания услуги за предыдущие 5 лет. Таким образом, в случае наличия 8 месяцев опыта работы, в том числе при сложении нескольких договоров в разные периоды одного года или предыдущих 5 лет, конкурсной комиссией выставляется 1 балл. Согласно указанным в обращении подтверждающим документам (договор об оказании услуги (с января по декабрь месяцы 2018 года), акт за последний месяц исполнения договора (март 2018 года), договор имущественного найма (аренды) столовых государственных юридических лиц) за наличие 3-х месяцев опыта работы конкурсной комиссией баллы не выставляются.

вопрос: 1 балл выставляется при наличии в совокупности всех документов: копий ранее заключенных договоров, актами выполненных работ за последний месяц исполнения данных договоров, копиями договоров имущественного найма (аренды) столовых государственных юридических лиц. Если одного из этих документов нет, например, договора аренды, 1 бал выставляется конкурсной комиссией? 

Ответ:  За наличие опыта работы баллы выставляются при предоставлении следующих документов: копии ранее заключенных договоров, акты (накладные или счет-фактура) за последний месяц исполнения данных договоров, договора имущественного найма (аренды) столовых государственных юридических лиц.

вопрос: Если представлен договор на услуги питания или аренды в котором нет одной или несколько страниц, но имеются остальные документы, выставлять по ним 1 балл или нет?

Ответ: Баллы выставляются при подтверждении опыта работы согласно приложению 7 к Типовой конкурсной документации. Документы должны быть надлежащими.

вопрос: В соответствии со статьей 206 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» налоговой отчетностью является документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом, который содержит сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, об активах и обязательствах, а также об исчислении налоговых обязательств и социальных платежей. Налоговая отчетность включает в себя налоговые декларации, расчеты, приложения к ним, по видам налогов, платежей в бюджет, социальным платежам, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, реестр договоров аренды (пользования). Формы налоговой отчетности и правила их составления утверждаются уполномоченным органом. Если потенциальным поставщиком предоставлено уведомление о сдаче налоговой отчетности, не сама налоговая отчетность, по пункту 7 выставляются ли соответствующие 3 балла при представлении налоговой отчетности за предшествующий период предыдущего года, подтверждающей деятельность на территории соответствующей области, города республиканского значения, столицы, где проводится конкурс. Просим Вас также пояснить, при проведении конкурса в 2021 году предшествующий период предыдущего года это 2019 год или 2020 год. Буду признательна за получение ответа

Ответ: Наличие регистрации потенциального поставщика на территории соответствующей области, города республиканского значения, столицы, где проводится конкурс, подтверждается налоговой отчетностью за предшествующий период предыдущего года, подтверждающей деятельность на территории соответствующей области, города республиканского значения, столицы, где проводится конкурс. При проведении конкурса в 2021 году налоговая отчетность предоставляется за 2019 год.

вопрос: Договор на услуги питания обучающихся заключен в 2020 году, срок действия январь-декабрь. Однако в связи с пандемией коронавируса COVID 19, предоставление всех услуги было закончено в апреле (акт апрель). Аренда столовой - январь-декабрь. Учитывая, что опыт работы по организации питания обучающихся применяется - 1 балл за каждые 8 месяцев, мы выставляем или нет баллы за 2020 год?

Ответ: Расчет опыта работы осуществляется в соответствии с представленными документами за фактические периоды работы 1 балл за каждые 8 месяцев. За наличие опыта работы баллы выставляются при предоставлении следующих документов: копии ранее заключенных договоров, акты (накладные или счет-фактура) за последний месяц исполнения данных договоров, договора имущественного найма (аренды) столовых государственных юридических лиц. Если нет всех документов в совокупности, подтверждающих опыт работы, баллы не выставляются.

вопрос Договор по организации питания обучающихся заключен сроком до 31 мая 2018 года. Акт выполненных работ представлен за март 2018 года (три месяца). Второй договор с этой же школой заключен с сентября по декабрь. Акт выполненных работ за последний месяц заключенного договора, т.е. за декабрь – нет, но есть акт за ноябрь месяц (в совокупности по этой школе по актам – 6 месяцев) по договорам – девять месяцев. Нужно ли выставлять 1 балл по таким договорам. Можно ли суммировать два и более договоров за один год, по одной школе?

Ответ:  Согласно Правилам 1 балл выставляется за каждые 8 месяцев опыта работы. Таким образом, конкурсной комиссией суммируются периоды (месяцы) оказания услуги за предыдущие 5 лет.

вопрос: На должность заведующей производством принят работник, имеющий диплом об окончании техникума советской торговли в 1992 году по специальности «Технология приготовления пищи и организация общественного питания» с присвоением квалификации «техник-технолог». Можно ли присвоить потенциальному поставщику 2 балла при наличии такой заведующей производством? Или обязательно у завпроизводством должна быть квалификация только «технолог»?

Ответ. Согласно Правилам за наличие заведующего производством, имеющего среднее специальное образование (в случае получения документа об образовании до 27 июля 2007 года) или техническое и профессиональное, высшее образование с присуждением квалификации технолога (в области общественного питания), конкурсной комиссией вытавляются 2 балла. Таким образом, при подтверждении потенциальным поставщиком наличия заведующего производством, имеющего среднее специальное образование по специальности «Технология приготовления пищи и организация общественного питания» с присвоением квалификации «Техник-технолог», конкурсной комиссией выставляется 2 балла.

 

Вопрос: Может ли смена быть 24 часа? Как оформляют работников, которые работают сутки и двое суток отдыхают?

   Ответ: Согласно статье 73 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - ТК РК), сменная работа может устанавливаться в случаях, когда длительность производственного процесса превышает норму продолжительности ежедневной работы.

В этом случае, в соответствии со ст. 75 ТК РК, работодатель применяет суммированный учёт рабочего времени. При этом работодателем устанавливается учётный период (не более одного года), в пределах которого должны быть соблюдены в среднем ограничения продолжительности рабочего времени.

Также следует учитывать, что, согласно ст. 83 ТК РК, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работника между окончанием работы и её началом на следующий день (рабочую смену) не может быть менее 12 часов. 

Так, согласно статье 75 Трудового Кодекса РК:

  1. Суммированный учет рабочего времени применяется в непрерывно действующих производствах, цехах, участках и на некоторых видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.
  2. Учетным периодом при суммированном учете рабочего времени признается период, в пределах которого должна быть соблюдена в среднем установленная для данной категории работников норма ежедневной и (или) еженедельной продолжительности рабочего времени.
  3. Учетным периодом при суммированном учете рабочего времени может быть любой календарный период, но не более чем один год или период выполнения определенной работы.
  4. При установлении суммированного учета рабочего времени обязательным является соблюдение продолжительности отдыха работника между окончанием работы и ее началом в следующий рабочий день (рабочую смену).
  5. Порядок работы при суммированном учете рабочего времени, категории работников, для которых устанавливается суммированный учет рабочего времени, определяются коллективным договором или актом работодателя.
  6. Привлечение работников, не достигших возраста восемнадцати лет, к работе с применением суммированного учета рабочего времени не допускается.
  7. Применение суммированного учета рабочего времени для беременных женщин не допускается, если продолжительность рабочего дня (рабочей смены) будет превышать восемь часов.
  8. Не допускается применение суммированного учета рабочего времени для работников-инвалидов первой группы.

Не может устанавливаться суммированный учет рабочего времени работникам-инвалидам второй и третьей групп, если такой режим запрещен им на основании заключения экспертной профпатологической комиссии.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Трудового кодекса трудовой договор должен содержать режим рабочего времени и времени отдыха.

Применительно к данному случаю. При сменной работе с режимом 1/3, где два выходных могут не приходиться на общеустановленные дни (суббота, воскресенье), а быть скользящими, в трудовом договоре целесообразно прописать: «Работнику устанавливается режим работы - 2 дня в неделю и 3 выходных согласно утвержденному графику сменности на каждый месяц».

При работе 1 дня через 3 подразумевается применение суммированного учета рабочего времени. Таким образом, при режиме работы 2 дня через два в трудовом договоре можно прописать: «Работнику устанавливается сменный режим работы 1/3 (один рабочий день, два выходных дня) согласно утвержденному графику сменности с суммированным учетом рабочего времени. Учетный период составляет, например, один месяц, один квартал, один год. Узнать каков учетный период вы можете в ТОО.

В отношении пределов продолжительности ежедневной работы. Согласно статье 68 Трудового Кодекса РК, нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.

Согласно статье 77 Трудового Кодекса РК, также установлено:

1. Привлечение к сверхурочным работам допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Сверхурочные работы без согласия работника допускаются в следующих случаях:

  • при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийного бедствия или производственной аварии либо немедленного устранения их последствий;
  • для устранения иных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения и других систем жизнеобеспечения;
  • для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва, с немедленным принятием мер к замене другим работником;
  • для оказания экстренной и неотложной помощи гражданам, которым угрожает потеря здоровья или гибель.

3. К сверхурочной работе не допускаются следующие работники:

  • беременные женщины, предоставившие работодателю справку о беременности;
  • не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
  • инвалиды.

Согласно статьи 78 Трудового Кодекса РК, общая продолжительность сверхурочных работ не должна превышать двенадцать часов в месяц и сто двадцать часов в год.

Таким образом, устанавливать сменный график работы работодатель должен так, чтобы: средняя продолжительность рабочего времени за учётный период не превышала нормальное число рабочих часов за этот период (40 часов); продолжительность междусменного отдыха составляла не менее 12 часов. Превышение установленной продолжительности рабочего времени незаконно и грозит работодателю административной ответственностью.

Статья 89 КоАП РК (Незаконное превышение нормы рабочего времени)

1. Незаконное превышение работодателем нормальной и сокращенной продолжительности рабочего времени и ежедневной работы (рабочей смены), предусмотренной трудовым законодательством Республики Казахстан, -

влечет предупреждение.

2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влечет штраф на должностных лиц в размере сорока, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.

На данном основании, при заключении трудового договора со сменным графиком работы следует учесть, что в трудовом договоре должен быть оговорен режим работы (сменный), продолжительность смены, а также порядок предоставления времени отдыха.

      Также необходимо следить за тем, чтобы общее количество сверхурочных часов в месяц не превысило 12 часов и 120 часов в год. В противном случае, к ТОО могут быть применены меры административного взыскания.