Вопросы и ответы 2014 год
Вопрос 1: Скажите, пожалуйста, как я могу заключить правильно по Закону госзакупок РК и каким методом договор с Поставщиком в таких случаях:
1) Мы выставили объявление на портале о приобретении Динамического стенда, методом ценовым предложением, первый закуп не состоялся, мы выложили второй раз, закуп состоялся, но Поставщик уклонился от заключения договора.
2) Согласно Закона о госзакупках РК, мы подали Исковое заявление на данного Поставщика в суд. Второй победитель не может нам предоставить именно то, оборудование которое мы запросили. Поэтому мы выставились в третий раз.
3) Объявление сыграло. НО опять победитель уклонился от заключения договора в установленные сроки Законом о госзакупках РК. Мы опять подали Исковое заявление в суд.
4) Второй победитель тоже не может нам предоставить нужное оборудование. Но среди тех, кто подал заявку есть фирмы, которые могут нам предоставить полное совпадение запрашиваемого нами оборудования (так как у нас идет доукомплектация, модернизация и дооснащение основного (установленного) оборудования).
5) Можем ли мы на основании этого заключить договор методом из одного источника с 4-м Поставщиком согласно того, что второй и третий победитель не могут предоставить нам нужного оборудования?
Ответ: В соответствии с пп. 4) статьи 32 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» государственные закупки способом из одного источника могут проводиться если принятые организатором государственных закупок меры, предусмотренные пунктами 5 и (или) 7 статьи 31 настоящего Закона, не привели к заключению договора о государственных закупках;
В соответствии с п. 151 Правил проведения электронных государственных закупок, утвержденных Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2014 года № 353 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2012 года № 623» (далее Правила), организация и проведение электронных государственных закупок способом из одного источника предусматривают выполнение следующих последовательных мероприятий на веб-портале:
1) принятие решения заказчиком о проведении электронных государственных закупок способом из одного источника с обоснованием применения данного способа государственных закупок;
2) определение заказчиком организатора для организации и проведения электронных государственных закупок способом из одного источника;
4) направление организатором потенциальному поставщику посредством веб-портала приглашения об участии в электронных государственных закупках способом из одного источника, содержащего сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 33 Закона;
5) рассмотрение организатором посредством веб-портала представленных потенциальным поставщиком документов, подтверждающих соответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям, за исключением случаев, когда электронные государственные закупки способом из одного источника осуществляются на основании подпункта 4) статьи 32 Закона, обоснования цены, предлагаемой им на участие в электронных государственных закупках способом из одного источника;
6) публикация на веб-портале протокола об итогах электронных государственных закупок способом из одного источника.
Согласно п. 153 настоящих Правил организатор в течение трех рабочих дней со дня принятия решения заказчика об осуществлении электронных государственных закупок способом из одного источника посредством веб-портала направляет потенциальному поставщику, зарегистрированному на веб-портале, приглашение об участии в электронных государственных закупках способом из одного источника, а также размещает приглашение в виде электронного документа на веб-портале согласно приложению 14 к настоящим Правилам.
Перечень электронных государственных закупок (лотов) способом из одного источника оформляется на веб-портале согласно приложению 16 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 163 Правил в случаях, предусмотренных подпунктом 4) статьи 32 Закона, организатор направляет приглашение об участии в электронных государственных закупках способом из одного источника потенциальному поставщику, определенному заказчиком, в случае если ни один потенциальный поставщик не принял участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений. На данном основании Вы вправе определить самостоятельно потенциального поставщика, у которого будете закупать необходимый Вам товар.
При этом обращаю внимание, что согласно п. 165 Правил в случаях принятия предложения о поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг, потенциальный поставщик представляет организатору запрашиваемую информацию посредством направления электронного документа на веб-портал.
Потенциальный поставщик принимает соглашение об участии в электронных государственных закупках способом из одного источника согласно приложению 15 к настоящим Правилам.
При этом ценовое предложение потенциального поставщика по электронным государственным закупкам способом из одного источника оформляется потенциальным поставщиком согласно приложению 17 к настоящим Правилам.
Обращаю также внимание, что в соответствии с п. 168 Правил электронные государственные закупки способом из одного источника признаются не состоявшимися в случаях:
1) если потенциальный поставщик не соответствует квалификационным требованиям, за исключением случаев, когда электронные государственные закупки способом из одного источника осуществляются на основании подпункта 4) статьи 32 Закона.
Следовательно, в Вашем случае, Вы вправе своим решением самостоятельно определить потенциального поставщика, а также, закупки способом из одного источника осуществляются посредством веб-портала государственных закупок.
Вопрос 2: Заключили договор без применения нормы Закона на флаг РК за 10000 тенге. Поставщик, у кого мы его приобрели, не изготовляют флаг, а дали копию лицензии той фирмы-изготовителя. Правомерны ли наши закупки и какие документы у поставщиков требовать при приобретении символики РК?
Ответ: В соответствии со ст. 3 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» установлены основные принципы государственных закупках, в частности - оптимальное и эффективное расходование денег, используемых для государственных закупок. В этой связи, полагаю, что приобретение флага Республики Казахстан, необходимо осуществлять у его изготовителя (не посредника), обладающего соответствующей квалификацией и имеющего в соответствии с пп. 23) статьи 11 Закона Республики Казахстан «О лицензировании» соответствующую лицензию на вид деятельности по изготовлению государственных символов Республики Казахстан. Также обращаю внимание, что в соответствии со статьей 14 закона Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан» изготовление Государственного Флага, Государственного Герба Республики Казахстан осуществляется при наличии соответствующей лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
На данном основании потенциальный поставщик должен предоставить лицензию на изготовление государственных символов Республики Казахстан, остальные документы, предусмотренные в соответствии со способом закупки, определенным потенциальным поставщиком.
Вопрос 3: Мы дали объявление способом ценовых предложении на сумму 304.000,00 тенге на текущий ремонт здания. Объявлен победитель. Если у нас возникнет потребность на ремонт, сможем ли мы заключить с ними дополнительное соглашение согласно пп.36, п.2 ст.39? И на какую сумму?
Ответ: В соответствии с пп. 3) п.2 статьи 39 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», допускается внесение изменения в заключенный договор о государственных закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика в части уменьшения либо увеличения суммы договора, связанной с уменьшением либо увеличением потребности в объеме приобретаемых товаров, работ, за исключением работ, указанных в подпункте 2) настоящего пункта, услуг, при условии неизменности цены за единицу товара, работы, услуги, указанных в заключенном договоре о государственных закупках данных товаров, работ, услуг. Такое изменение заключенного договора о государственных закупках товаров, работ, услуг допускается в пределах сумм, предусмотренных в годовом плане государственных закупок для приобретения данных товаров, работ, услуг.
На данном основании Вы вправе заключить дополнительное соглашение к договору о государственных закупках работ по текущему ремонту здания в пределах суммы, предусмотренной в годовом плане государственных закупок для приобретения данных работ.
Вопрос 4: Как можно приобрести молоко, положенное за вредность медперсоналу способом без применения норм закона?
Ответ: Государственные закупки без применения норм настоящего Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, в соответствии со статьей 4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее Закон), осуществляются в случаях, исчерпывающий перечень которых установлен в данной статье.
Если годовой объем однородных товаров (молоко) в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, то в соответствии с пп. 60) п.1 статьи 4 Закона, вы вправе приобрести такой товар без применения норм закона.
В остальных случаях, вы обязаны приобрести молоко на конкурентном рынке с применением способа закупки, определенным заказчиком в соответствии с годовым планом государственных закупок.
Вопрос 5: Мы являемся победителями в электронном конкурсе на выполнение авиационных работ (полетов), при подаче заявки нами было указано в приложении №8 (сведения о субподрядчиках),что субподрядчики привлекаться не будут к работе. Заключен договор, нами выполняются работы(полеты). Можем ли мы привлечь субподрядчиков по заключенному договору, если при подаче конкурсной заявки нами было указано, что субподрядчики привлекаться не будут?
Ответ: В соответствии с п. 7 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» квалификационные требования, установленные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, распространяются также на физических и юридических лиц, которых потенциальный поставщик предусматривает привлечь в качестве субподрядчиков по выполнению работ либо соисполнителей по оказанию услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
При осуществлении государственных закупок способом конкурс потенциальный поставщик должен соответствовать общим и специальным квалификационным требованиям, в подтверждении которым потенциальный поставщик предоставляет документы в соответствии с Правилами проведения электронных государственных закупок. При этом потенциальный поставщик, который предусматривает привлечь субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг, в соответствии с п. 7 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» должен представить организатору государственных закупок документы, подтверждающие соответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг квалификационным требованиям, установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи, так как квалификационные требования также распространяются на физических и юридических лиц, которых потенциальный поставщик предусматривает привлечь в качестве субподрядчиков по выполнению работ либо соисполнителей по оказанию услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
Предельные объемы работ и услуг, которые могут быть переданы субподрядчикам (соисполнителям) для выполнения работ либо оказания услуг, устанавливаются правилами проведения электронных государственных закупок.
В случае если потенциальный поставщик определен победителем государственных закупок, с ним на этих условиях заключается договор о государственных закупках, в котором отражается перечень субподрядчиков по выполнению работ.
В соответствии с п. 2 статьи 39 Закона внесение изменения в заключенный договор о государственных закупках допускается при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика.
В Вашем случае выбор потенциального поставщика по итогам конкурса осуществлен на условиях выполнения работ без привлечения субподрядчика. На данном основании Вы не вправе привлечь субподрядчиков для выполнения работ по договору о государственных закупках.
Вопрос 6: С внесенными изменениями в 2014 году в Законе и Правилах проведения электронных госзакупок отсутствует перечень оригиналов документов, которые поставщик после подведения итогов электронного конкурса и конкурса из одного источника электронным способом должен предоставить поставщику. Достаточно ли для заключения договора документы размещенные поставщиками только на портале?
Ответ: В соответствии с п.1 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее Закон) к потенциальным поставщикам предъявляются общие и специальные квалификационные требования. Согласно п. 4 настоящей статьи потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным настоящей статьей, представляет организатору государственных закупок соответствующие документы, предусмотренные правилами проведения электронных государственных закупок.
В соответствии с п. 2 статьи 21 Закона заявка на участие в конкурсе должна содержать подтверждение потенциального поставщика:
1) об отсутствии нарушения ограничений, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона;
2) об отсутствии между ним и заказчиком либо организатором государственных закупок отношений, запрещенных настоящим Законом;
3) о согласии на расторжение в порядке, установленном законами Республики Казахстан, договора о государственных закупках в случае выявления фактов, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Закона.
Сведения, а также документы, которые должны содержаться в заявке на участие в конкурсе, определяются правилами проведения электронных государственных закупок.
В соответствии с п. 58 Правил проведения электронных государственных закупок, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2012 года № 623 (далее Правила) с учетом изменений и дополнений, заявка на участие в конкурсе подается в форме электронного документа и является формой выражения согласия потенциального поставщика, претендующего на участие в конкурсе, осуществить поставку товара (выполнить работу, оказать услугу) в соответствии с требованиями и условиями, предусмотренными конкурсной документацией. Согласно пункту 57 Правил заявка на участие в конкурсе, представляемая организатору, единому организатору потенциальным поставщиком, изъявившим желание участвовать в конкурсе, должна содержать документы, перечисленные в электронной форме конкурсной документации.
В силу пункта 59 Правил допускается представление потенциальным поставщиком отдельных документов, требуемых в соответствии с электронной формой конкурсной документации, получаемых посредством обращения в государственные информационные системы и (или) государственные базы данных, либо посредством заполнения электронной формы с использованием веб-портала.
В соответствии с пунктом 9 Электронной формы конкурсной документации, Приложение 1 к Правилам проведения электронных государственных закупок, заявка на участие в электронном конкурсе, представляемая организатору потенциальным поставщиком, изъявившим желание участвовать в электронном конкурсе, должна содержать электронные копии документов, заверенных электронной цифровой подписью, либо электронные документы.
На данном основании требований о предоставлении организатору государственных закупок оригиналов или нотариально установленных копий бумажных документов при проведении государственных закупок способом конкурс не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 151 Правил организация и проведение электронных государственных закупок способом из одного источника предусматривают направление организатором потенциальному поставщику посредством веб-портала приглашения об участии в электронных государственных закупках способом из одного источника, содержащего сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 33 Закона.
В соответствии с пп.5) данного пункта Правил рассмотрение организатором представленных потенциальным поставщиком документов, подтверждающих соответствие потенциального поставщика квалификационным требованиям, за исключением случаев, когда электронные государственные закупки способом из одного источника осуществляются на основании подпункта 4) статьи 32 Закона, обоснования цены, предлагаемой им на участие в электронных государственных закупках способом из одного источника осуществляется посредством веб-портала.
Согласно п. 153 Правил при проведении электронных государственных закупок способом из одного источника в случаях, предусмотренных подпунктами 2) и 5) статьи 32 Закона, сведения, содержащиеся в приглашении, предусмотренные пунктом 1 статьи 33 Закона, должны соответствовать условиям электронной формы конкурсной или аукционной документации конкурса или аукциона, признанного несостоявшимся. При этом, допускается превышение сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг срокам, предусмотренным в электронной форме конкурсной или аукционной документации конкурса или аукциона, признанного несостоявшимся, но не более пятнадцати календарных дней.
На данном основании при закупках товаров, работ, услуг способом из одного источника также не предусмотрено предоставление потенциальным поставщиком организатору государственных закупок документов на бумажном носителе, такие закупки осуществляются посредством веб-портала государственных закупок .
Вопрос 7: Какие документы нужно собрать, чтобы получить рейтинг, присвоенный Международной рейтинговой организацией? И куда нужно обращаться? Сколько баллов это дает при участии в конкурсе?
Ответ: Рейтинговое агентство — коммерческая организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности эмитентов, долговых обязательств, качества корпоративного управления, качества управления активами и т. п. Наиболее известный продукт рейтинговых агентств — это оценка платёжеспособности — кредитный рейтинг. Он отражает риск невыплаты по долговому обязательству и влияет на величину процентной ставки, на стоимость и доходность долговых обязательств. При этом более высокий рейтинг соответствует меньшему риску невыплаты.
Ранее в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан № от 26 декабря 2007 года N 1292 были определены перечни рейтинговых организаций (с указанием соответствующих значений рейтингов), среди которых были указаны такие международные рейтинговые организации, как: Standard & Poor's; Moody's Investors Services;Fitch Ratings. Документами, подтверждающими присвоение потенциальному поставщику рейтинга международной рейтинговой организации, были установлены документы данных организаций. При этом значение долгосрочного кредитного рейтинга должно было быть не ниже ВВВ/Ваа2/ВВВ по Fitch Ratings, Standard & Poor's, Moody's Investors Services соответственно или краткосрочного кредитного рейтинга не ниже F3/P3/A3 по Fitch Ratings, Standard & Poor's, Moody's Investors Services соответственно.
В настоящее время в соответствии с данным постановлением Правительства РК утверждены лишь перечни фондовых бирж, необходимых для применения норм Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», а также требований к форме и содержанию документов, предоставляемых ими. Перечень международных рейтинговых организаций в целях применения при осуществлении государственных закупок в настоящее время не определен.
Вместе с тем в соответствии с п. 6 статьи 8 ЗРК «О государственных закупках» потенциальный поставщик вправе подтвердить соответствие общим квалификационным требований посредством предоставления документа, подтверждающего присвоение потенциальному поставщику рейтинга международной рейтинговой организации.
В соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года № 385 «Об установлении минимального рейтинга для юридических лиц, необходимость наличия которого требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность финансовых организаций, перечня рейтинговых агентств, присваивающих данный рейтинг» установлен их перечень, в который вошли Moody's Investors Service; Standard & Poors; Fitch; Capital Intelligence; Dominion Bond Rating Service (DBRS); JСR; Rating & Investment Information (R&І). При этом данное постановление распространяется на юридические лица - нерезиденты Республики Казахстан, участники финансового рынка.
Обращаю внимание, что как правило, Рейтинговое агентство обладает собственным веб-сайтом с указанием на нем сведений о принципах методологии присвоения рейтинговых оценок, перечня предоставляемых услуг и присвоенных рейтинговых оценок.
Например, рейтинговое агентствоStandard & Poor’s (S&P) — дочерняя компания корпорации McGraw-Hill, занимающаяся аналитическими исследованиями финансовых рынков в 25 станах мира. Компания принадлежит к тройке самых влиятельных международных рейтинговых агентств. Международная шкала кредитных рейтингов Standard & Poor’s служит для удовлетворения потребностей участников глобальных (международных) финансовых рынков. Оценки по этой шкале позволяют сравнивать между собой надежность эмитентов и обязательств разных государств. Standard & Poor’s поддерживает также ряд национальных шкал, в том числе и казахстанскую. Национальные шкалы предназначены для удовлетворения потребностей участников национальных финансовых рынков. Рейтинг эмитента и рейтинг долгового обязательства по национальной шкале отражают оценку относительной надежности эмитентов и долговых обязательств, присутствующих на национальном рынке. Национальная шкала предоставляет больше возможностей для различения кредитоспособности эмитентов, так как исключает некоторые суверенные риски, в частности риск перевода денежных средств за пределы государства и другие систематические риски, в равной степени характерные для всех эмитентов на данном рынке. Шкала кредитного рейтинга Standard & Poor’s для Республики Казахстан использует традиционные символы Standard & Poor’s с префиксом «kz». На веб-сайте данного агентства http://www.standardandpoors.com содержится информация о перечне предоставляемых услуг и присвоении рейтинговых оценок.
В соответствии со статье 8 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» к потенциальным поставщикам предъявляются общие и специальные квалификационные требования. Согласно пункту 2 настоящей статьи к общим квалификационным требованиям относятся такие квалификационные требования:
1)обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);
2) являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности;
3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации.
В соответствии с п. 6 настоящей статьи потенциальный поставщик вправе подтвердить соответствие общим квалификационным требованиям посредством предоставления документа, подтверждающего присвоение потенциальному поставщику рейтинга международной рейтинговой организации, при этом таких документов как выписку из реестра держателей ценных бумаг, подписанную и заверенную печатью в установленном порядке, выданную не ранее даты объявления конкурса; документов, подтверждающие платежеспособность: справки банка или филиала банка с подписью и печатью, в котором обслуживается потенциальный поставщик об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств потенциального поставщика, справки установленной формы соответствующего налогового органа об отсутствии налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, ему предоставлять не нужно. Условная ценовая скидка за предоставление данного документа не предусмотрена.
При этом обращаю внимание, что в соответствии с пп. 11) п.1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» приобретения услуг рейтинговых агентств осуществляется без применения норм настоящего Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках.
Вопрос 8: Согласно договору о государственном закупе услуг на проведение лабораторных исследований, наша организация является соисполнителем (3-е лицо). Имеем ли мы право привлекать 4-лицо для исполнения этого договора?
Ответ: В соответствии с п. 7 статьи 8 Закона Республики Казахстан предусмотрены требования о распространении норм настоящего Закона на субподрядчиков (соисполнителей) потенциального поставщика. Так квалификационные требования, установленные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, распространяются на физических и юридических лиц, которых потенциальный поставщик предусматривает привлечь в качестве субподрядчиков по выполнению работ либо соисполнителей по оказанию услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
Потенциальный поставщик, который предусматривает привлечь субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг, должен представить организатору государственных закупок документы, подтверждающие соответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг квалификационным требованиям, установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Предельные объемы работ и услуг, которые могут быть переданы субподрядчикам (соисполнителям) для выполнения работ либо оказания услуг, устанавливаются правилами проведения электронных государственных закупок.
На данном основании соисполнитель вправе привлекать для оказания услуг также соисполнителей для исполнения договора, заключенного с поставщиком договора о государственных закупках, если иное не установлено договором, заключенным с ним.
Вопрос 9: Мы, производители медицинского оборудования, подали заявку на участие в тендере. Тендерная комиссия выслала ряд вопросов касательно товара, но мы не можем ответить, так как не располагаем некоторой информацией. Вопрос – если мы не ответим на их вопросы (но при этом все остальные требования по участию в тендере нами были соблюдены) может ли комиссия отказать нам в участии? Нарушаем ли мы законодательство РК? Если да – то каковы последствия?
Ответ: В соответствии с пунктом 55 Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, утвержденных постановлением правительства РК № 1729 от 30 октября 2009 года (далее Правила), при оценке и сопоставлении тендерных заявок:
1) тендерная комиссия вправе запрашивать у потенциальных поставщиков разъяснения в связи с их тендерными заявками с тем, чтобы облегчить рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в тендере.
2) не допускаются запросы, предложения или дополнения с тем, чтобы привести тендерную заявку, не отвечающую квалификационным требованиям и требованиям тендерной документации, в соответствие с этими требованиями.
Согласно п. 56 Правил, тендерная комиссия отклоняет тендерную заявку, если:
1) потенциальный поставщик не соответствует квалификационным требованиям;
2) потенциальный поставщик не внес гарантийное обеспечение тендерной заявки в форме, объеме и на условиях, предусмотренных в тендерной документации;
3) данная тендерная заявка не отвечает требованиям тендерной документации;
4) цены тендерных заявок потенциальных поставщиков превышают сумму, выделенную для закупа.
На основании вышеизложенного, полагаем, что в случае отказа потенциального поставщика в предоставлении разъяснений тендерной заявки, она, возможно, будет отклонена в соответствии с пп. 3) п. 56 Правил.
Вопрос 10: Мы государственное учреждение – Областной перинатальный центр г. Уральска. Мы собирается закупить технику для стерилизации и дезинфекции. Подскажите, как правильно произвести закуп?
Ответ: В соответствии с п.27 Перечня товаров, работ, услуг, являющихся предметом государственных закупок, осуществляемых способом аукциона, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 марта 2012 года № 339, закуп медицинской техники в стоимостном выражении свыше 4000 месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год, осуществляется способом аукцион.
В случае если стоимость закупаемой медицинской техники будет менее указанного размера, полагаю, что Вам необходимо ее закупать способом конкурс.
Вопрос 11: Можем ли мы произвести закупку способом из одного источника, если после двух конкурсов по запросу ценовых предложений победитель так и не выявился?
Ответ: В соответствии с пп. 4) статьи 32 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», установлены основания осуществления государственных закупок способом из одного источника, в том числе, если:
4) принятые организатором государственных закупок меры, предусмотренные пунктами 5 и (или) 7 статьи 31 настоящего Закона, не привели к заключению договора о государственных закупках.
Согласно п. 5 статьи 31 настоящего Закона, если в течение срока представления ценовых предложений представлено менее двух ценовых предложений потенциальных поставщиков, такие государственные закупки автоматически веб-порталом государственных закупок признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок осуществляет повторные государственные закупки способом запроса ценовых предложений.
В соответствии с п. 7 настоящей статьи если после автоматического отклонения веб-порталом государственных закупок ценовых предложений по основаниям, предусмотренным пунктом 6 настоящей статьи, осталось менее двух ценовых предложений потенциальных поставщиков, то такие государственные закупки признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок осуществляет повторные государственные закупки способом запроса ценовых предложений.
На данном основании, в случае если повторные государственные закупки способом запроса ценовых предложений, признаны несостоявшимися, заказчик вправе осуществить государственные закупки способом из одного источника.
Если повторные закупки способом запроса ценовых предложений не состоялись по причинам, указанным в пунктах 5 и 7 статьи 31, Вы вправе осуществить государственные закупки способом из одного источника. При этом обращаю внимание, что в соответствии с п. 163 Правил проведения электронных государственных закупок, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2012 года № 623 с учетом изменений, в случаях, предусмотренных подпунктом 4) статьи 32 Закона, организатор направляет приглашение об участии в электронных государственных закупках способом из одного источника потенциальному поставщику, определенному заказчиком, в случае если ни один потенциальный поставщик не принял участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений.
При принятии участия в государственных закупках способом запроса ценовых предложений менее двух потенциальных поставщиков организатор направляет приглашение об участии в электронных государственных закупках способом из одного источника потенциальному поставщику, принявшему участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений.
Вопрос 12: Как разместить план государственных закупок правильно на портале ГЗ, в модуле конкурс составляем отдельно способом без применения норм Закона и способом конкурса или из одного источника? А в модуле ценового предложения заносим только товары, услуги и работы приобретаемых способом запроса ценовых предложении? А в бумажном варианте(то есть для себя) объединяем все способы, это правильно?
Ответ: Файл с электронным шаблоном годового плана государственных закупок и инструкцию по его представлению (импортированию) на Веб-портал государственных закупок Республики Казахстан (Далее – Веб-портал) можно получить в сети Интернет по адресу http://goszakup.gov.kz
Необходимо и достаточно заполнить один из приложенных файлов шаблона годового плана государственных закупок по выбору заказчика.
После заполнения файла в Excel необходимо сохранить его как текст Юникод(*.txt) и произвести импорт полученного текстового файла с годовым планом государственных закупок на Веб-портал государственных закупок через электронное рабочее место заказчика.
При заполнении полей файла с годовым планом в Поле «Способ закупок» - необходимо из выпадающего списка указать способ проведения государственных закупок:
- конкурс;
- конкурс посредством электронных закупок (осуществляемые с использованием информационных систем и электронных информационных ресурсов);
- использованием информационных систем и электронных информационных ресурсов);
- конкурс с применением двухэтапных процедур
- конкурс с применением двухэтапных процедур посредством электронных закупок
- запрос ценовых предложений посредством электронных закупок;
- из одного источника;
- из одного источника посредством электронных закупок;
- аукцион;
- через открытые товарные биржи;
- особый порядок;
- специальный порядок;
- без применения норм Закона (статья 4 Закона «О государственных закупках»);
- изменение договора (пп. 3) п. 2 ст. 39 Закона «О государственных закупках»);
- продление договора (п. 9 ст. 5 Закона «О государственных закупках»);
Дополнительное поле «Обоснование применения государственных закупок» - если способ закупки:
- «из одного источника»;
- «из одного источника посредством электронных закупок»;
- «без применения норм Закона (статья 4 Закона «О государственных закупках»)»,
то необходимо из выпадающего списка указать обоснование применения, в рамках которого будет осуществляться государственная закупка.
При этом обращаю внимание, что ГПЗ заполняется на все товары, работы, услуги, планируемые к закупу, всеми способами закупок. Все столбцы ГПЗ являются обязательными для заполнения.
Импорт годового плана производится из файла, заполненного в соответствии с электронным шаблоном годового плана государственных закупок. Импорт годового плана производится только из файла, заполненного по форме электронного шаблона годового плана государственных закупок в формате Excel. На веб-портале государственных закупок реализована функция импорта плана государственных закупок из соответствующего файла в целях ускорения процесса переноса годового плана закупок на портал государственных закупок.
Обращаю внимание, что на главной странице веб-портала размещена следующая информация:
«Уважаемые пользователи! Сообщаем, что 29.01.2014 года на веб-портале государственных закупок обновлен шаблон импорта годового плана государственных закупок для размещения годового плана на 2014 год.
Для размещения годового плана ГЗ в модуле «Конкурс и аукцион» пожалуйста, ознакомьтесь с инструкцией пользователя по планированию.
Для размещения годового плана ГЗ в модуле «Ценовые предложения» пожалуйста, ознакомьтесь с данной инструкцией пользователя по планированию.
Не рекомендуется изменять структуру шаблона, добавлять, удалять, объединять столбцы, ячейки. Изменение структуры шаблона приводит к возникновению ошибок при загрузке данных.
Вопрос 13 : В поданных заявках поставщиками в первой части заявки на аукцион в тех.спецификации указали например только марку авто ГАЗ-3309, наименование места происхождения и наименование производителя не указали. Это является ли основанием для отклонения заявки а в случае наименование происхождения и производителя указали, но не указали модель (3309 или какую то другую)?
Ответ: В соответствии с п. 2 статьи 35-4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее Закон) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
1) при государственных закупках товара описание и предлагаемые технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемого товара (с указанием на товарный знак, знак обслуживания, фирменные наименования, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также в случае если аукционная документация предусматривает требование о предоставлении эскизов, рисунков, чертежей, фотографий и иных изображений приобретаемого товара, то заявка на участие в аукционе должна содержать такую информацию), а при необходимости с указанием нормативно-технической документации.
Аналогичная норма содержится также в пп. 1) п. 10 электронной формы аукционной документации (АД).
Согласно пп. 1) пункта 8 статьи 35-6 Закона потенциальный поставщик не может быть допущен к участию в аукционе (признан участником аукциона), если его первая часть заявки на участие в аукционе определена не соответствующей требованиям аукционной документации. В соответствии с п. 29 АД, аукционная комиссия признает первую часть заявки не соответствующей требованиям АД, в случаях: 4) непредставления технической спецификации, если предметом аукциона является товар и 5) представление потенциальным поставщиком технической спецификации не соответствующей требованиям, установленным в технической спецификации аукционной документации, за исключением представления технической спецификации с более лучшими техническими, качественными и эксплуатационными характеристиками, а также когда предлагаются более лучшие технологические решения и (или) выполнение работ из лучших материалов, если предметом аукциона является товар.
На данном основании не указание потенциальным поставщиком в технической спецификации заявки на участие в аукционе наименования места происхождения и наименования производителя товара приведет к признанию первой части заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям аукционной документации.
Вопрос 14: КГКП «Авиационное подразделение ВКО аппарата акима ВКО» участвовало в электронном конкурсе № 691300 «Государственные закупки услуг по дежурству воздушных судов по поисково-спасательному обеспечению полетов с учетом тренировочных полетов в пределах административных территорий Республики Казахстан в гг. Талдыкорган, Тараз, Кызылорда, Караганда, Жезказган, Балхаш, Усть-Каменогорск, Павлодар, Кокшетау, Костанай, Актобе, Уральск, Атырау и Актау» по лоту № 7 «Услуги по дежурству воздушных судов по поисково-спасательному обеспечению полетов с учетом тренировочных полетов в приделах административных территорий Республики Казахстан», а именно, в городе Усть-Каменогорск и по результатам конкурса были признаны участниками конкурса, соответствующими квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации. Однако государственные закупки способом электронного конкурса были признаны несостоявшимися. Со стороны заказчика поступило приглашение заключить договор способом из одного источника, а именно на лоты № 7 и № 8, с предоставлением перечня документов, подтверждающих соответствие предъявляемым квалификационным требованиям. На лот № 7 нами были предоставлены в том числе сведения о субподрядчиках. На лот № 8 сведения о субподрядчиках нами не предоставлялись, так как конкурсную заявку на лот № 8 (дежурство воздушных судов по поисково- спасательному обеспечению полетов в городе Павлодар) мы не оформляли. В конкурсной документации электронного конкурса № 691300 не содержалось условие запрета передачи потенциальным поставщиком субподрядчикам (соисполнителям) на субподряд (соисполнение) в совокупности более двух третей объема работ, услуг. Исходя из сложившихся обстоятельств (недостаточного количества воздушных судов в связи с отработкой межремонтных ресурсов), наше предприятие намерено привлечь субподрядчика по оказанию услуг, предусмотренных лотом № 8.
Просим дать разъяснения о возможности привлечения субподрядчика.
Ответ: В соответствии с п. 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О государственных закупок» (далее Закон) процесс государственных закупок включает в себя:
2) разработку и утверждение годового плана государственных закупок;
3) выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках;
4) исполнение договора о государственных закупках.
Процесс государственных закупок способом конкурса № 691300 завершен, конкурс в установленном порядке признан несостоявшимся в соответствии с пп. 3) статьи 16 Закона, так как к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик. Согласно пп. 2) ст. 32 Закона государственные закупки способом из одного источника могут проводиться в случаях, если государственные закупки способом конкурса признаны несостоявшимися. Настоящее положение не распространяется на случаи, когда государственные закупки способом конкурса были признаны недействительными в соответствии с законами Республики Казахстан.
Также сослано п. 152 Правил проведения электронных государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2012 года № 623, с учетом изменений и дополнений (далее Правила), при осуществлении электронных государственных закупок способом из одного источника в случае, предусмотренном подпунктом 2) статьи 32 Закона, разработка организатором и утверждение заказчиком технической спецификации приобретаемых товаров, работ, услуг не требуются. В таком случае, применяются техническая спецификация приобретаемых товаров, работ, услуг, а также условия, место и срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг и условия их оплаты, предусмотренные в электронной форме конкурсной или аукционной документации конкурса или аукциона, признанного несостоявшимся.
В соответствии с п. 153 Правил организатор в течение трех рабочих дней со дня принятия решения заказчика об осуществлении электронных государственных закупок способом из одного источника посредством веб-портала направляет потенциальному поставщику, зарегистрированному на веб-портале, приглашение об участии в электронных государственных закупках способом из одного источника, а также размещает приглашение в виде электронного документа на веб-портале согласно приложению 14 к настоящим Правилам.
Перечень электронных государственных закупок (лотов) способом из одного источника оформляется на веб-портале согласно приложению 16 к настоящим Правилам.
При проведении электронных государственных закупок способом из одного источника в случае, предусмотренном подпунктом 2) статьи 32 Закона, сведения, содержащиеся в приглашении, предусмотренные пунктом 1 статьи 33 Закона, должны соответствовать условиям электронной формы конкурсной или аукционной документации конкурса или аукциона, признанного несостоявшимся. При этом, допускается превышение сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг срокам, предусмотренным в электронной форме конкурсной или аукционной документации конкурса или аукциона, признанного несостоявшимся, но не более пятнадцати календарных дней.
На данном основании, учитывая, что в конкурсной документации несостоявшегося конкурса запрета на привлечение соисполнителя при оказании услуг по дежурству воздушных судов по поисково- спасательному обеспечению полетов в городе Павлодар не было установлено, полагаю, что Вы вправе принять участие в государственных закупках способом из одного источника с привлечением соисполнителя, с передачей ему на соисполнение не более двух третий объема услуг, что предусмотрено было в условиях несостоявшегося конкурса.
Вопрос 15: На основании какой статьи Закона о ГЗ и действующих новых Правил предоставляются:
-Устав; выписка из Устава о составе уредителей; свидетельство (справка) о государственной регистрации юридического лица?
Ответ: В соответсивии с пп. 3) п.2 статьи 21 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» сведения, а также документы, которые должны содержаться в заявке на участие в конкурсе, определяются правилами проведения электронных государственных закупок.
Перечень документов, предоставляемых в составе заявки на участие в конкурсе, установлен в п. 9 Электронной формы конкурсной документации в соответствии с Приложением 1 к Правилам проведения электронных государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан № 623 от 15 мая 2012 года (далее Правила ЭГЗ). Среди документов заявки нет Устава; выписки из Устава о составе уредителей; свидетельство (справка) о государственной регистрации юридического лица. При формировании конкурсной документации на веб-портале даные документы должны бть исключены из обязательно представляемых потенциальными поставщиками.
Вопрос 16: Согласно ст. 17 п. 4 Закона о ГЗ организатор обязан предусмотреть такой критерий как наличие у поставщика опыта работы на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом проводимых госзакупок. В практическом пособии в табице № 2 «Условные скидки при закупке товаров» отмечено что скидка применяется при предоставлении накладных на отпуск товаров и счетов фактур. Это обязательно? На какой пункт Правил и ст. Закона делать ссылку?
Ответ: В соответствии с п 4 статьи 17 Закона, для определения участника конкурса, предлагающего наиболее качественный товар, работу, услугу, организатор государственных закупок или единый организатор государственных закупок обязан предусмотреть в конкурсной документации следующие критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение участников конкурса:
1) наличие у потенциального поставщика:
опыта работы на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
В соответствии с п. 107 Правил ЭГЗ при проведении государственных закупок товаров, услуг конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении всех представленных заявок на участие в конкурсе учитывает критерии, оговоренные в конкурсной документации в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона, и применяет их в равном размере ко всем заявкам на участие в конкурсе, за исключением случаев, когда на участие в конкурсе представлена одна заявка.
Конкурсная комиссия для расчета условной цены оценивает и сопоставляет все представленные заявки на участие в электронном конкурсе по критериям, предусмотренным пунктом 4 статьи 17 Закона, и рассчитывает относительное значение каждого из таких критериев по методике расчета условной цены, определенной организатором государственных закупок (единым организатором государственных закупок).
В случае непредставления потенциальным поставщиком документов, подтверждающих данные критерии, конкурсная комиссия не применяет к такому потенциальному поставщику соответствующую условную скидку. Условия, предложенные потенциальным поставщиком для применения условных скидок, включаются в договор о государственных закупках.
На данном основании именно в Методике расчета условной цены, определенной организатором государственных закупок должны быть определены соответствующие документы для установления опыта работы на рынке товаров, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
Вопрос 17: Конкурсная комиссия рассмотривает опыт работы только на рынке поставки товара, приобретаемого на данном конкурсе. В нашем случае это планшеты. В связи с этим возникает такой вопрос: Поставщик имеет опыт работы по поставке таких товаров как картриджи, компьютерная техника, программное обеспечение, принтера, сотовые телефоны, ремонти перенастройка локальной сети, техническое обслуживание оргтехники, системный блок моноблок, сетевой фильтр. Применять условную скидку у такому поставщику?
Ответ: В соответствии с п. 107 Правил ЭГЗ, при проведении государственных закупок товаров, услуг конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении всех представленных заявок на участие в конкурсе учитывает критерии, оговоренные в конкурсной документации в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона, и применяет их в равном размере ко всем заявкам на участие в конкурсе, за исключением случаев, когда на участие в конкурсе представлена одна заявка.
Конкурсная комиссия для расчета условной цены оценивает и сопоставляет все представленные заявки на участие в электронном конкурсе по критериям, предусмотренным пунктом 4 статьи 17 Закона, и рассчитывает относительное значение каждого из таких критериев по методике расчета условной цены, определенной организатором государственных закупок (единым организатором государственных закупок).
В случае непредставления потенциальным поставщиком документов, подтверждающих данные критерии, конкурсная комиссия не применяет к такому потенциальному поставщику соответствующую условную скидку. Условия, предложенные потенциальным поставщиком для применения условных скидок, включаются в договор о государственных закупках.
Согласно п. 108 Правил ЭГЗ при рассмотрении вопроса наличия опыта по поставке товара, оказания услуг потенциального поставщика, участвующего в конкурсе по государственным закупкам товаров, услуг, конкурсная комиссия рассматривает опыт работы только на рынке поставки товара, оказания услуг, приобретаемых на данном конкурсе.
В соответствии с п. 1 Статьи 2 Закона, Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
В силу п.1 статьи 6 ГК РК (общая часть) нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения. При возможности различного понимания слов, применяемых в тексте законодательных норм, предпочтение отдается пониманию, отвечающему положениям Конституции Республики Казахстан и основным принципам гражданского законодательства, изложенным в настоящей главе, прежде всего в ее статье 2.
На данном основании исходя из буквального значения словесного ворожения, при рассмотрении вопроса наличия опыта по поставке товара конкурсная комиссия рассматривает опыт работы только на рынке поставки товара, приобретаемого на данном конкурсе, т.е. рынок поставки планшетов. Вместе с тем, все основания и относительное значение каждого из критериев определяется в методике расчета условной цены, определенной организатором государственных закупок.
Также согласно п. 92 Правил ЭГЗ потенциальный поставщик, являющийся юридическим лицом, не допускается к участию в конкурсе (признан участником конкурса), если:
1) он и (или) его субподрядчик либо соисполнитель определены не соответствующими квалификационным требованиям по следующим основаниям:
непредставление электронных копий лицензий либо лицензий в виде электронного документа и (или) патентов, свидетельств, сертификатов, других документов, подтверждающих право потенциального поставщика на производство, переработку, поставку и реализацию закупаемых товаров, выполнение работ, оказание услуг;
непредставление электронной копии выписки из реестра держателей ценных бумаг, подписанной и заверенной печатью в установленном порядке, выданной не ранее даты объявления конкурса
непредставление электронной копии справки банка или филиала банка с подписью и печатью, в котором обслуживается потенциальный поставщик, об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств потенциального поставщика, длящейся более трех месяцев, предшествующих дате выдачи справки, перед банком или филиалом банка согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и ипотечных компаниях, утвержденному постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан, согласно приложению 8 к электронной форме конкурсной документации (в случае, если потенциальный поставщик является клиентом нескольких банков второго уровня или филиалов, а также иностранного банка, непредставление таких справок от каждого из таких банков), выданной не ранее даты объявления конкурса;
наличие в справке банка или филиала банка с подписью и печатью просроченной задолженности по всем видам обязательств потенциального поставщика, длящейся более трех месяцев, предшествующих дате выдачи данной справки;
непредставление электронной копии справки установленной формы соответствующего налогового органа об отсутствии налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям (за исключением случаев, когда срок уплаты отсрочен в соответствии с законодательством Республики Казахстан), либо о наличии налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям менее одного тенге, выданной не ранее даты объявления конкурса;
наличие в справке соответствующего налогового органа сведений о налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям в размере одного тенге и более (за исключением случаев, когда срок уплаты отсрочен в соответствии с законодательством Республики Казахстан);
непредставление сведений о квалификации согласно приложениям 4, 5 и 6 к электронной форме конкурсной документации;
несоответствие потенциального поставщика специальным квалификационным требованиям в части обладания материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках, указанным в конкурсной документации. При этом материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору о государственных закупках, могут быть указаны в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации. Обладание финансовыми ресурсами потенциальным поставщиком подтверждается справкой банка (банков), налогового органа;
установлен факт представления недостоверной информации по квалификационным требованиям;
подлежит процедуре банкротства либо ликвидации;
2) если его заявка на участие в конкурсе определена не соответствующей требованиям конкурсной документации по следующим основаниям:
непредставление технической спецификации, за исключением случая, когда конкурсная документация вместо технической спецификации содержит утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию;
непредставление сведений о субподрядчиках по выполнению работ (соисполнителях при оказании услуг), являющихся предметом закупок на конкурсе, а также виды работ и услуг, передаваемым потенциальным поставщиком субподрядчикам (соисполнителям), согласно приложению 8 к электронной форме конкурсной документации (в случае привлечения потенциальным поставщиком субподрядчиков (соисполнителей);
передача потенциальным поставщиком субподрядчикам (соисполнителям) на субподряд (соисполнение) в совокупности более двух третей объема работ (стоимости строительства), услуг в случае представления сведений о субподрядчиках;
непредставление обеспечения заявки на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации и настоящих Правил;
3) нарушил требования статьи 6 Закона. По ограничениям, связанным с участием в государственных закупках, предусмотренных подпунктами 3), 3-1), 3-2) и 4) пункта 1 статьи 6 Закона, заявка на участие в конкурсе потенциального поставщика подлежит автоматическому отклонению веб-порталом. По ограничениям, связанным с участием в государственных закупках, предусмотренных подпунктами 5), 5-1), 6) и 7) пункта 1 статьи 6 Закона, конкурсная комиссия рассматривает информацию на интернет-ресурсах соответствующих уполномоченных органов.